Метрофаны,
они же метрофанаты, — люди, бескорыстно увлекающиеся метро, изучающие
его во всех возможных проявлениях, включая магические. Они уверены:
метрополитен — это рукотворная версия подземного царства,
потустороннего мира. Time Out составил список 50 самых интересных
фактов о московской подземке, включая слухи, легенды и планы расширения.
1
Крысы-мутанты
Они размером с собаку. Живут в тоннелях метро и перегрызают кабели.
Спецназовцы охотятся на них с огнеметами. Слух родился во время
перестройки,но оказался на редкость живуч. В Алматы метро только
строится,а легенды о крысах-мутантах уже тревожат горожан.
2
Метро-2
С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы
три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье
(Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную
бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним
сведениям, эта система получила название "Метро-2",по другим — "Д-6".
3
Собаки в метро
В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой
и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие
ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе
линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные
слухи, что многие псы живут на одних станциях, а "на работу" ездят
на другие.
4
Станция "Советская"
Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под
зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти
сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как
тоннель. Несомненно одно: с 1938 до 1979 года,пока не открыли
"Тверскую", между "Маяковской" и "Театральной" был длинный перегон без
остановок.
5
Загадочный переход на "Ленинском Проспекте"
В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже
построенную пассажирскую станцию "Площадь Гагарина" Малого кольца
Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское
движение,и переход пригодится.
6
Закрытый выход на "Битцевском Парке"
Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии —
конечной станции "Битцевский Парк". В конце 80-х годов в Битце
планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему,
но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер
с изображениями зверей и птиц.
7
Исчезнувшие станции
Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. "Первомайская"
(не путать с действующей современной одноименной станцией)
и "Калужская" раньше были конечными и располагались на поверхности
одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные
станции,а старые закрыли.
8
Метро при царе
Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году.
Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что
метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том
месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики
и духовенство.
9
Метро в Мытищах и Бирюлеве
Разговоры о появлении метро в этих районах ведутся так давно, что стали
похожи на злую шутку.Глава московского метро Дмитрий Гаев признается,
что метро еще не скоро придет в Мытищи и Бирюлево. Мытищинцам особенно
обидно, ведь одно время в вагонах висели карты с запланированной
станцией "Челобитьево".
10
Подземный Кремль
В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень,
из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди —
Сокольнической линии от "Сокольников" до "Парка Культуры" и нескольких
станций Филевской линии.Говорят,что несколько камней досталось
и открытой в 1983 году станции "Серпуховская".
11
Потопы
В 84-м сразу после открытия движения на участке "Каширская" — "Орехово"
в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда.
На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили
здесь в 2001 и 2003 годах.
12
Бодрая корова
Это сейчас метро не хватает,а в 1960-е годы оно прокладывалось
с опережением: так, в 1963 году открылось движение по участку
"Университет" — "Юго-Западная". Во время строительства тоннелей
случился казус: в котлован упала корова.
13
Машинист-африканец
Долгие годы ходят слухи о том,что в Москве есть чернокожий машинист.
Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал
в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину
из-за государственного переворота.Он водит электропоезда
на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь
прожил в Москве и наполовину русский.
14
Бюро находок
За забытыми в метро вещами отправляйтесь на "Университет". Склад
забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если
ваше имущество не украли бомжи,есть шанс получить его назад.
15
Падение на рельсы
Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между
рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу:
вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850
вольт.
16
Музей метро
Музей находится в южном вестибюле станции "Спортивная" по адресу: улица
Хамовнический Вал, д. 36. Самые интересные экспонаты — макеты поездов
и станций.
17
Как первым войти в вагон
Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся
протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается
в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери
откроются перед вами.
18
Секс в метро
Чтобы избежать посторонних глаз, лучше выбрать утренние или ночные
часы, когда некоторые вагоны пустуют. Оптимальный вариант — ответвление
Филевской линии в сторону "Международной". От "Киевской" до "Делового
Центра" поезд идет 6 минут. Подождите конца года: на новых участках
Арбатско-Покровской линии будут длинные перегоны — 5,7 км от "Парка
Победы" до "Кунцевской" и 6,1 км от "Крылатского" до "Строгино".Тогда
у вас будет 7-8 минут.
19
Доисторические животные в метро
Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что
выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие
моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные
в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если
вы кого-то ждете. Подсказки на сайте www.paleometro.ru.
20
Ноутбук и мобильный на "Киевской"
Станция "Киевская" Кольцевой линии покрыта мозаичными панно,
прославляющими дружбу русского и украинского народов. В 2004-м во время
"оранжевой революции" иные остроумцы заметили, что на панно "Борьба
за советскую власть на Украине" изображен красноармеец с ноутбуком,
разговаривающий по мобильному телефону. Зануды утверждают, что речь
идет всего лишь об армейской рации.
21
Фонтан в метро
В переходе между станциями "Римская" и "Площадь Ильича" находится действующий фонтан.
22
Рекордсмены по переименованиям
Больше всех не повезло "Александровскому Саду". Станция называлась
и "Коминтерн", и"Имени Коминтерна", и "Улица Коминтерна", с 1946
по 1990 год носила название "Калининская". В 1990 году станция
буквально несколько дней называлась "Воздвиженкой".
23
Станция "Римская"
В Москве есть станция метро "Римская", а вот в Риме "Московской" нет.
Зато станция "Mosсova" есть в Милане. Названа она в память о миланских
солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне
Наполеона.
24
Кино в метро
Практически вся реклама,где действие происходит в метро, а также кино
и сериалы снимаются на неработающем втором перроне "Полежаевской".
Также нуждам кино пару раз служили тоннели центрального участка
Люблинской линии. В тоннелях между будущими станциями "Марьина Роща"
и "Достоевская" снимали сцену фильма "Мужской сезон. Бархатная
революция".
25
Русские горки
На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх,
на выезде — немного вниз.Так сделано,чтобы поездам было проще тормозить
и разгоняться.
26
Станция "Физтех"
В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий,на которых была
отмечена строящаяся станция "Физтех". Она располагалась сразу
за станцией "Алтуфьево". Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ,
в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка
студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом
принтере распечатали "усовершенствованные" схемы и отправились
их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции
участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет
станция всплывала на самых различных ветках метро.
27
Как поезда оказываются в метро
Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе
"Метровагонмаш". Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва
по Ярославской железной дороге до станции "Северянин", оттуда
по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше
до станции "Подмосковная". Отсюда есть ветка в депо "Сокол". Схему
путей можно посмотреть по адресу: www.metro.molot.ru/img/metro_all.gif.
28
Грузовые поезда
Часто днем в метро можно встретить грузовые поезда. В непиковые часы
они перевозят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса.
Грузовые поезда делают из обычных составов, с вагонов снимают крышу,
чтобы помещать туда габаритные грузы.
29
Число вагонов
На Таганско-Кpаснопpесненской, Калужско-Рижской, Замосквоpецкой,
Серпуховско-Тимирязевской — в поездах по восемь вагонов. На Филевской,
Кольцевой, Каховской — по шесть, на остальных — по семь. На Бутовской
иФилевской линиях ходят новые поезда типа "Скиф", состоящие из трех
двойных вагонов.
30
Рекорды строительства
Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял
460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве
перегона "Кузьминки" — "Рязанский Проспект". Этот результат удалось
улучшить: при строительстве тоннелей от "Парка Победы" к "Кунцевской"
рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд
принадлежит метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили
до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими
факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка
рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и,
разумеется, финансирование строительства.
31
Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии
Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии
дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус
мелкого заложения. От "Площади Революции" поезда шли
к "Александровскому Саду", после "Арбатской" и "Смоленской" пересекали
Москву-реку по метромосту и прибывали на "Киевскую". Однако во время
войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого
заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от "Площади
Революции" поезда следовали к новым "Арбатской" и "Смоленской",
пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, "Киевскую".
Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных
вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей,
и вот тогда пригодился участок от "Александровского Сада"
до "Киевской". С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.
32
Монеты, жетоны и билеты
В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые
действовали всего 35 минут,а проезд стоил 50 копеек. Турникеты
появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд
стал стоить 5 копеек.Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли
до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре —
железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие
из употребления московские жетоны используются в метро других городов,
например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь
используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные
карты (с 1998-го).
33
Метромосты
Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы
пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку: Киевский на Филевской
линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией
"Воробьевы Горы" — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии
есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях
метротоннели проходят под реками и каналами.
34
"Воробьевы Горы"
Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту,
открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных:
парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом
эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена
Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному
фестивалю молодежи: в результате и станция, и мост начали осыпаться.
К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли,
а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным
путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли
заново.А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас
можно увидеть слева от южного выхода.
35
"Площадь Революции"
В нишах-арках станции "Площадь Революции" установлены 76 бронзовых
фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца
периодически воруют револьвер:в среднем оружие пропадает 3-4 раза
в год. А студенты предпочитают скульптурную группу "Пограничник
с собакой". Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса,
экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как
хорошо начищенный самовар.
36
Самые-самые линии
Самая длинная линия — Серпуховско-Тимирязевская (41 км),а самая
короткая — Каховская (всего 3,3 км). Самая загруженная линия —
Таганско-Краснопресненская, с северо-запада по ней попадают в центр
Москвы жители районов Строгино и Митино,а с юго-востока — жители
Люберец, Жуковского и Раменского. Самая старая линия — Сокольническая,
ее центральный участок открылся в 1935-м. Самая новая линия —
"Бутовская", она открылась в 2003 году.
37
Кросс-платформенные пересадки
В Москве есть три станции с удобными кросс-платформенными пересадками,
когда поезда разных линий приходят на одну и ту же платформу. Это
"Китай-город", "Третьяковская" и "Каширская". Для пересадок удобно,
а вот для встреч — не очень: многие путаются, назначая свидания
"у первого" или "у последнего" вагона.
38
Обмен поездами
Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.
39
"Парк Победы"
Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако
в мире есть станции и глубже: например, киевская "Днiпро" — 100 м.
У "Парка Победы" два зала и четыре пути — здесь должны были
пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина
в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии
в Солнцеве.Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил
нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.
40
Проект "Большого кольца"
На станции "Курская" висит табличка "Курская Большого кольца". Дело
в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней
Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под
бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим
кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между
собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия
и участок Сокольнической линии от "Черкизовской" до "Преображенской
Площади".
41
Московский монорельс
Монорельс в Москве планировали построить давно. Сперва собрались
провести ветку от "Каширской" в район Орехова, потом хотели построить
линию от "ВДНХ" вдоль Ярославского шоссе, но поняли, что монорельс
просто не справится с пассажирскими потоками. Однако идея монорельса
воплотилась в жизнь в 2004 году. Линия от метро "Тимирязевская"
до улицы Сергея Эйзенштейна представляет собой довольно бессмысленный
аттракцион.Проезд на нем стоит 50 рублей, составы ходят раз в 25 минут,
пассажиров считаные единицы, а линия и вагончики сконструированы таким
образом, что в случае внезапной остановки посередине перегона или
аварии люди не смогут выбраться из поезда самостоятельно и вынуждены
будут ждать помощи на высоте 6-10 метров. Линию должны были продлить
до метро "Ботанический Сад", но об этих проектах пока ничего не слышно.
42
Пригородные поезда в метро
В конце 40-х существовал проект пустить пригородные поезда
от Ярославского вокзала в тоннели под центром Москвы и состыковать
их,выведя на поверхность в районе Таганки, то есть создать систему
городских электричек типа немецкого S-Bahn. Этот проект остался
неосуществленным.
43
Трехпутные станции
В Москве есть две станции с тремя путями: "Партизанская"
и "Полежаевская". Это остатки неосуществленных замыслов. В районе
нынешней "Партизанской" планировалось построить колоссальный стадион,
и третий путь сделали, чтобы увеличить пропускную способность станции
и исключить давку после окончания матчей. Также здесь планировали
организовать вилочное движение, южное ответвление должно было идти
вдоль Измайловского проспекта (так же, как оно идет и сейчас),
северное — под Измайловским бульваром. От "Полежаевской" тоже
планировали строить ветку — в Серебряный Бор и Строгино, в районе улицы
Берзарина можно найти остатки этого строительства.
44
Хордовые линии
В конце 1980-х появился оригинальный проект строительства в Москве
хордовых линий. С целью обеспечить жителям удаленных районов быстрый
проезд, не перегружая пересадки в центре города.Были запланированы
четыре хорды: первая должна была идти из Митина через "Парк Победы"
в Бирюлево и Бутово, вторая — из Химок через "Рижскую" в Жулебино,
третья — из Солнцева через "Парк Победы" и "ВДНХ" в Мытищи, четвертая —
из Балашихи через "Ленинский проспект" в Дудкино. По линиям
предполагалось пустить десятивагонные экспрессы. Сейчас от хорд
практически отказались, в Митино должна прийти Арбатско-Покровская
линия, а в Бутове построили наземное легкое метро. Лишь Солнцевская
линия иногда еще появляется в планах на отдаленное будущее. Она
начнется в Новопеределкине, пройдет через Солнцево, Олимпийскую
деревню, Мичуринский проспект, Мосфильмовскую улицу и "Парк Победы".
Дальше через "Международную", "Беговую", "Савеловскую" и "Марьину Рощу"
линия пойдет к "ВДНХ", а оттуда под Ярославским шоссе — в Мытищи.Или
не пойдет.
45
Новые станции на Кольцевой
На Кольцевой линии появятся еще две станции: "Суворовская" в районе
Театра Российской армии (между "Проспектом Мира" и "Новослободской")
и "Российская" в районе Белого дома (между "Краснопресненской"
и "Киевской").
46
Люблинская линия
В этом году обещают открыть станции "Трубная" и "Сретенский Бульвар",
а через пару лет — "Достоевскую" в районе Театра Российской армии
и "Марьину Рощу" около кинотеатра "Гавана".
47
Калининская линия
Эта линия пока не строится, однако у нее радужные перспективы. После
"Третьяковской" запланирована станция "Кадашевская" под островом
на Москве-реке, дальше будут станции "Остоженка" с пересадкой
на "Кропоткинскую", "Смоленская" с пересадкой на две другие
"Смоленские", а затем линия придет в "Сити" к "Международной". Потом
тоннели пойдут через Филевскую пойму и Серебряный Бор в Строгино.
48
Новые выходы старых станций
Помимо новых линий в Москве строятся также новые выходы из старых
станций. К 2010 году планируют открыть новые выходы из станций
"Бауманская" и "Арбатская",а к 2012-му — третий выход
из "Комсомольской".
49
Метро в Строгине и Митине
Схема метро на западе Москвы претерпит сильные изменения. К концу года
обещают построить тоннели от "Парка Победы" до "Кунцевской". Станции
"Молодежная" и "Крылатское" отойдут к Арбатско-Покровской линии,
а "Кунцевская" станет конечной для Филевской линии. Из "Крылатского"
поезда по новым тоннелям пойдут вСтрогино.Если верить московскому
правительству, всего через полгода строгинцы смогут быстро добираться
до центра. В 2008 году между "Парком Победы" и "Кунцевской" откроют
станцию "Славянский Бульвар", а к 2010-му обещают построить еще три
станции.
50
Новая наземная станция
На наземном участке между "Автозаводской" и "Коломенской" планируют построить станцию "Технопарк".
5 Загадочный переход на "Ленинском Проспекте" Фото: Григорий Поляковский
В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию "Площадь Гагарина" Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение,и переход пригодится.